Направление: Менеджмент (профиль: Логистика; Производственный менеджмент (Туризм), Производственный менеджмент (Экологический менеджмент))
Профиль: Логистика
«Если Вам нравится решать сложные задачи и Вам интересно находить самые оптимальные решения, то профессия логиста – именно для Вас!»Зав. кафедрой «Логистика и экономика» Храмцова Е.Р.
Логист – это профессия настоящего и будущего! Профессия логист входит в десятку самых востребованных профессий в России за последние пять лет, и по прогнозам экспертов рынка труда спрос на логистов продолжит расти еще долгие годы. Основная причина в том, что с одной стороны на территории нашей страны открывается множество представительств зарубежных компаний, в которых всегда есть должность логиста, с другой - потребность в оптимизации использования ресурсов сегодня необходима и российским предприятиям. Также немаловажное значение в формировании спроса на «логистов» играет интеграции России в Мировую экономику.
Профессия логист привлекательна не только заработной платой, которая является одной из самых высоких, но и тем, что именно в сфере логистики возможно динамичное продвижение по карьерной лестнице.
Каждый логист, вне зависимости от направления его деятельности, решает комплексную задачу, которая может быть выражена шестью правилами логистики (6Н):
нужный товар;
нужное количество;
необходимое качество;
нужное время;
нужное место;
необходимые минимальные затраты.
Обучение по профилю «ЛОГИСТИКА» включает фундаментальную подготовку по самой логистике, менеджменту, экономике, финансам, таможенному делу. Кроме того, основательно изучается информатика, математика, управление сложными системами, системный анализ. Высокий уровень подготовки формируется и по таким дисциплинам, как психология, педагогика, социология, иностранный язык, экология и другим.
Логист нужен на каждом предприятии: производство, торговля, таможенные органы, транспортные предприятия, логистические компании нуждаются в профессионалах в области логистики.
Отечественные ВУЗы начали подготовку дипломированных специалистов относительно недавно, что позволит выпускникам занять свою нишу в этой профессии.
Профессиональному логисту необходимы:
аналитический ум и системное мышление; интуиция;
умение быстро находить выход из сложных ситуаций;
коммуникабельность;
глубокие знания математики, техники, экономики, действующего законодательства и принципов бизнеса.
Хороший логист должен уметь стратегически мыслить, легко находить общий язык со всеми – от руководителя до разнорабочего, обладать организаторскими способностями, настойчивостью, целеустремленностью, стрессоустойчивостью.
Функционал логиста варьируется в зависимости от специфики рабочего места, поэтому можно выделить лишь основные и типичные обязанности:
— оптимизация процессов доставки, хранения и отгрузки товара;
— подготовка первичной документации, ее систематизация и формирование реестров;
— взаимоотношения с таможенными органами;
— контроль и координация работы склада, транспортной службы;
— маршрутизация грузов.
По сути, современная логистика – это искусство логики и креатива.
Пример искусства логистов шведской компании IKEA: Одна из задач логистики – минимизация затрат, в том числе и на перевозку. Благодаря изменению формы кружки компания смогла сократить затраты на транспортировку продукции до магазинов практически в 2 раза. Вот каким может быть решение логистической задачи!
Логистика позволяет сэкономить до 20% затрат. Вроде бы немного. Но если это двадцать процентов от годовых затрат в 50 млн. рублей, то это целых 10 млн. рублей. И за это стоит бороться!
Есть прекрасное высказывание о логистике: «Без творчества нет логистики». Эта фраза подчеркивает суть логистической деятельности.
Профиль: Производственный менеджмент (Туризм)
В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами.
Являясь одной из крупнейших доходных и наиболее динамичных отраслей и уступая по доходности лишь добыче и переработке нефти, туризм, по данным Всемирной туристской организации, обеспечивает до 10% оборота производственно-сервисного рынка планеты. Однако такие возможности открываются только там, где обеспечено грамотное управление процессами организации предоставления услуг.
Среди наиболее значимых проблем сферы туризма в России сегодня можно выделить острый дефицит квалифицированных управленческих кадров, что обуславливает необходимость подготовки таких специалистов для внедрения программно-целевых методов и механизмов управления, ориентированных на результат, на различных уровнях.
Профиль «Производственный менеджмент (Туризм)» обеспечивает подготовку профессиональных менеджеров, обладающих современными знаниями и способных осуществлять высокоэффективную деятельность в различных областях индустрии туризма.
Область профессиональной деятельности менеджера в сфере туризма – обеспечение эффективного управления организацией туристского профиля. Менеджер туризма формирует и реализует комплекс туристских услуг на рынке.
Объектами профессиональной деятельности менеджера являются организации туристской сферы.
Менеджер может осуществлять следующие виды деятельности:
управленческую;
организаторскую;
экономическую;
маркетинговую;
инновационную;
методическую;
консультативную;
образовательную
Для того, чтобы успешно конкурировать на современной рынке менеджер туризма должен обладать не только культурой мышления, владеть русским и иностранными языками; быть коммуникабельным, профессионально грамотным, творческим человеком, успешно решать поставленные задачи, применяя компьютерную оргтехнику.
С этой целью помимо общих гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин изучаются такие общепрофессиональные дисциплины как:
основы экскурсионной деятельности;
деятельность туристских агентств;
менеджмент туроперейтинга;
рекреационное ресурсоведение;
экономика туризма;
бизнес-планирование;
география туристских центров и многое другое.
Выпускники профиля смогут найти себе применение в организациях, так или иначе относящихся к индустрии туризма: от турагентств и туроператоров до структур органов управления туризмом различных уровней.
Здесь бывшие студенты смогут проявить себя в различных видах деятельности, в том числе:
в разработке туристических маршрутов;
в анализе мотивации спроса на реализуемые туристские продукты, организации изучения потребностей клиентов;
в разработке предложений и реализации основных задач и направлений развития туризма в регионе;
в организации и проведении туристических форумов и иных мероприятий;
в разработке и реализации задач, направленных на продвижение туристских услуг региона на внутреннем и мировом туристских рынках;
в подготовке и реализации задач, связанных с сохранением и развитием природных, исторических, социально-культурных объектов, используемых для экскурсионно-туристского показа;
в аналитическом сопровождении развития туризма в регионе.
Профиль: Производственный менеджмент (Экологический менеджмент)
За последнее десятилетие в мировой практике произошли глубокие качественные изменения в подходах к решению экологических проблем, связанных с закономерными тенденциями развития современного производства.
Один из наиболее эффективных путей снижения и предотвращения воздействия промышленного производства на окружающую среду связан с активным внедрением систем экологического менеджмента
Экологический менеджмент — это часть корпоративного управления, которая обладает четкой системой и организационной структурой и ставит целью достижение положений экологической политики государства посредством реализации программ по охране окружающей среды.
Экологический менеджмент включает в себя следующие направления:
Соблюдение экологической политики
Ответственность за поддержание системы экологического менеджмента
Контроль за соблюдением нормативно-правовых требований
Проведение процедуры идентификации и оценки экологических аспектов
Формулирование целей и задач по охране окружающей среды
Формирование экологических программ
Проведение экологического мониторинга
Проведение экологического аудита на предприятиях
Задачами экологического менеджмента являются:
Обоснование экологической политики и обязательств предприятий
Планирование экологической деятельности предприятий
Организация внутренней и внешней экологической деятельности предприятий
Внутренний экологический мониторинг и экологический контроль
Анализ и оценка результатов экологической деятельности
Пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента
Цель подготовки бакалавров по профилю «Производственный менеджмент (экологический менеджмент)» - это подготовка квалифицированных специалистов для предприятий и организаций, деятельность которых связана с реализацией экологической политики государства, у которых сформирована система компетенций по организационно-управленческой деятельности, проектной и производственно-технологической деятельности.
Кроме общих гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин изучаются такие общепрофессиональные дисциплины как:
управление охраной окружающей среды;
экологический аудит;
экологическая экспертиза;
экологическое страхование;
экологическая безопасность;
экологическая политика и институты;
экономика природопользования;
правовые основы природопользования;
экологический бизнес: опыт и проблемы;
экология и международные отношения;
международное сотрудничество в области охраны природы;
дистанционные и ГИС-технологии в геоэкологических исследованиях;
ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования.
Деятельность выпускников по направлению связана с обеспечением инновационного характера развития и функционирования предприятий всех отраслей экономики и организационно-правовых форм с учетом ориентации управления экономикой, производством и социальным развитием на критерии экологически безопасного развития, интегрирования функций управления по целям такого развития с учетом специфики модернизации техники, технологии, организации производства.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения бакалавр по направлению подготовки 080200 Менеджмент должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
организационно-управленческая деятельность:
- участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой);
- участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;
- планирование деятельности организации и подразделений;
- формирование организационной и управленческой структуры организаций;
- организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;
- разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);
- контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;
- мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;
информационно-аналитическая деятельность:
- сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;
- построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;
- создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
- оценка эффективности проектов;
- подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;
- оценка эффективности управленческих решений;
предпринимательская деятельность:
- разработка бизнес-планов создания нового бизнеса;
- организация предпринимательской деятельности.